Николай Шмелев выступает «за партию чистых туалетов»
Экономист, ставший широко известным во времена перестройки, публикует статью с таким названием в «Общей газете».
«Мы перепробовали за всю свою многовековую историю практически все мыслимые и немыслимые национальные идеалы: и экспансионизм, и державность, и так называемые глубокие поиски земного и неземного идеала, и всемирное мессианство — суперидеи, которые в мире когда-то были, — пишет он. — Но мы практически никогда не пробовали одного: идеала конструктивности, строительства, обустройства жизни. Причем, не державы, а отдельного человека. Коммунисты пробовали воплотить идеал обустройства, но этот идеал был подчинен мессианской идее, и ради него человек приносился в жертву. Вот пример. От Салехарда до Игарки были проложены рельсы длиной 1200 км, и по этой дороге, возведенной буквально на костях сотен тысяч людей, никогда не проехал ни один паровоз. Я думаю, надо забыть об идее великой России, обо всех великих идеях, которые кроме проклятия и страданий никогда ей ничего не приносили. Надо искать идею, понятную любому мещанину. А что такое мораль мещанина? Семья, дом, чтобы жену не бил, сам пьяные не лежал, чтобы в саду цвели цветы. Если мы сумеем возродить идею нормального устройства обыденной жизни — может быть, страна возродится. Простите, если бы сейчас какой-нибудь полоумный, но азартный политик решил бы создать партию, единственным лозунгом которой был бы «Даешь чистые туалеты!», уверяю, что по численности эта партия смогла бы переплюнуть любую. Но до туалетов ли нам, привыкшим мыслить мировыми масштабами? Мне кажется, нам нужен период здорового изоляционизма. Коммерческие отношения с миром — да, культурный обмен — да, но дайте разобраться хотя бы с тем, что мы имеем. Думаю, на несколько сот лет нам хватит обустраивать то, что досталось от Господа Бога».[note]Шмелев, Николай. «За партию чистых туалетов». «Общая газета», 4 ноября 1994.[/note]
Шмелев утверждает, что страх в индивидуальной жизни в России был определяющим из поколения в поколение, и страх не Божий, а — ежедневной жизни, а в последние два века страна жила двумя лозунгами «Православие, самодержавие, народность» и «Грабь награбленное!». И заключает: «Я знаю людей, которые считают, что мы должны быстренько пройти путь, пройденный Америкой, Францией, что ведущей должна быть идея свободы человека. В это я не верю. Российский человек никогда не был свободен. И сейчас он не свободен, и сколько еще веков пройдет, прежде чем он внутренне освободится? Кто знает, что такое свобода? А вот идея конструктивности, строительства собственного дома в своей стране, она, по-моему, понятна на всех этажах общества».