Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

«Европа-Плюс»

В эфир выходит «Европа Плюс».

Одна из первых коммерческих радиостанций — совместное советско-французское предприятие – с годами стала одним из крупнейших российских радиохолдингов под брендом «Европейская Медиа Группа».

Поначалу станция вещала с 7 вечера до часа ночи. Первый диджей — Юрий Аксюта. «До диджеев были прекрасные профессии: корреспондент, комментатор, диктор, – рассказывал он автору этих строк. – Радио существует с незапамятных времен, и всегда у микрофона кто-то работал. Потом появилось модное слово «диджей», появилось модное поветрие – музыкальные радиостанции, которых не было в Советском Союзе. Профессия осталась, только модифицировалась – теперь нужен был человек, который обладал бы навыками журналистики, актерского мастерства, а также техническими навыками, такими как звукорежиссер, звукооператор. Сам ведь диджей сидел за пультом, сам музыку микшировал. Сейчас даже этого делать не надо – все делает компьютер, а тогда этому уделялось большое внимание – как песни между собой микшируются. И от мастерства человека, сидящего за пультом, многое зависит. Музыка приобретала гармоничную форму или была резкой, дерганой. Это была очень увлекательная профессия».

Отвечая на вопрос о том, что было самым сложным при запуске радиобизнеса, Жорж Полински, основатель станции, говорил в интервью «Коммерсанту»: «Самым трудным оказалось даже не договориться с Гостелерадио и Политбюро, а найти инвесторов на Западе. Потому что тогда здесь даже не знали, что такое реклама. Хотя потенциальные клиенты уже были. Поэтому главным инвестором стал я сам, а за мной уже последовали другие».

«Тогда по Всесоюзному радио в малом объеме звучала группа The Beatles, и The Rolling Stones, в каком-нибудь разделе «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», но такого, чтобы это было полноценно, целый час, например, не было, – рассказывал Аксюта. –    А были какие-то группы, артисты, которые никогда не звучали на Всесоюзном радио.
В то время уже все было: альбомы популярных исполнителей копировались, хранились в телерадиофонде. Мне как-то попалась бобина с приклеенной бумажкой «Не для эфира!» Брать слушать, видимо, можно было».

«Вторым городом, где начала вещать «Европа Плюс», был Ленинград. Тогда им руководил Анатолий Собчак, — вспоминал в другом интервью «Коммерсанту» Полински. — Кто был его правой рукой, кто занимался международными отношениями, кто подписывал документы? Владимир Путин. Вы знаете, где находилась первая студия «Европы Плюс» в Ленинграде? В Эрмитаже! Я получил комнаты, которые ранее предназначались КГБ. Из этих комнат наблюдали, кто приходил на манифестации». Во время путча 91-го года «Европа Плюс» была, по его признанию, «запасным каналом, на котором бы сторонники Белого дома смогли продолжить вещание, если бы путчисты на тот момент победили».

В 2012 году Полински написал заявление об уходе из «Европейской Медиа Группы», вместо него владельцем ЕМД стал кемеровский холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС) в лице его главы Михаила Федяева и депутата Госдумы от «Единой России» Владимира Гридина.

  1. Ростова, Наталия. «Многие современные артисты до сих пор вспоминают, что слову «формат» обучились у меня» Программный директор (1992-2001), генеральный продюсер радиостанции (2001-2002) «Европа Плюс» Юрий Аксюта. Slon.ru, 5 мая 2011. http://slon.ru/russia/mnogie_sovremennye_artisty_do_sih_por_vspominayut-588542.xhtml
  2. Соболев, Сергей. «В момент путча мы были очень ангажированы». Президент «Европейской Медиа Группы» Жорж Полински о возможной госпомощи радиобизнесу». «Коммерсантъ», 19 июня 2009.
  3. Соболев, Сергей. «Я не буду делать «Европу минус». Основатель и экс-президент «Европейской Медиа Группы» Жорж Полински о своей отставке». «Коммерсантъ», 13 апреля 2012.
Ранее:
Телекомпания "ВиД"
Далее:
"АиФ" - в книге рекордов Гиннесса