НТВ начинает 24-часовое вещание
Указ о предоставлении всей частоты под вещание канала подписал ранее президент Борис Ельцин.
«С 11 ноября у информационной программы НТВ появляется дополнительно шесть часов эфирного времени, — рассказывает «Общей газете» вице-президент НТВ Олег Добродеев. – Это четыре часа утреннего эфира, ежечасовые выпуски новостей днем. С нового года появятся новые вечерние программы. Время 22-часовой программы будет увеличено, она станет носить более журнальный характер. Не просто фиксация событий дня, но и некие явления, остающиеся за кадром. Я говорил, что всякая телевизионная программа имеет свой век. Сейчас исчезает программа ‘Намедни’ Леонида Парфенова. Она исчерпала свой цикл, что подтверждается замерами аудитории, интересами рекламодателей, да и самими возможностями Парфенова, который может делать куда больше, чем еженедельную передачу. Его новый проект станет с нового года очень заметным на телевидении. Вообще, принцип четвертого канала – информация. В самом широком смысле слова. <…> Это канал для тех, кто любит факты. В нашем обществе таких примерно четверть всего населения».[note]Шевелев, Игорь. «Новости – это наркотик, от которого не избавиться». «Общая газета», 31 октября 1996.[/note]
Касается он и вопроса «самоцензуры и ограничения информации». «Есть такие ситуации, — признает он. – Был момент, когда мы буквально висели на волоске – в начале чеченской войны. На совещании в Белом доме Сосковец заявил, что мы признаемся враждебной телекомпанией и нам вообще пора сматывать удочки. Естественно, в такой момент наши службы переходят на режим повышенной осторожности». (Читать об освещении СМИ чеченской войны подробнее.)
«Евгений Киселев в ‘Итогах’, желая скрасить неприезд Бориса Ельцина, даже назвал президентом Виктора Черномырдина, — отмечает в те дни «Коммерсант». — С кем не бывает. Устроители мероприятия тоже подстраховались, представив президента в виде любимой народной телекуклы, которая и вела презентацию. Президенту Черномырдину, как и полагается любому президенту, была доверена пусковая кнопка. Он ее незамедлительно и нажал. Ядерной катастрофы не случилось. Раздался лишь звон шампанского в бокалах, и на телевизионном экране вспыхнули буквы «НТВ» в принципиально новом оформлении. А непосредственно перед торжественным нажатием кнопки выступал глава Мост-банка Владимир Гусинский, который произнес краткую речь о том, как он горд и рад, что наконец-то… А то у всех есть, а в России нет. Через спутники ‘Галс-1’ и ‘Галс-2’ жители европейской части России смогут теперь принимать 5 дополнительных телепрограмм на небольшую индивидуальную антенну-тарелку, установка которой обойдется в $145. До конца 1996 года НТВ+ можно смотреть бесплатно, а с 1997-го будет введена ежемесячная плата не более $9 в рублевом эквиваленте. Общая стоимость проекта сообщена не была. Из частных разговоров за шампанским стало ясно, что проект НТВ+ финансируется целиком и полностью из средств группы ‘Мост’, что группа в проект верит и вкладывается единолично именно с расчетом на его возрастающую ценность. Благо недавняя продажа части НТВ (без плюса) ‘Газпрому’ делать такие вложения позволяет».[note]Ласточкин, Федор. «Минимум сведений о программах-максимум. Презентация / Новые телеканалы». Журнал «Коммерсант», 10 сентября 1996.[/note] «Революционных идей в этом проекте по меньшей мере одна, — заключал автор. — Телезритель должен поверить организаторам, что за просмотр каких-то передач нужно платить деньги. До сих пор никто этого не понимал. Здесь, видимо, кроется причина относительного неуспеха кабельного телевидения в России. И не только. В Англии, например, телемагнат Рупперт Мэрдок вынужден был в ответ на тотальные неплатежи зрителей перевести два своих канала на открытое вещание (там, кстати, и Евроспорт показывают бесплатно). Видимо, учтя это обстоятельство, НТВ+ решила подарить 50 тысяч специальных приставок своим возможным клиентам».