Судебная палата по информационным спорам принимает решение против Александра Невзорова
Заявление в палату поступает от представительства Чеченской Республики при президенте России. Речь в нем идет о двух сюжетах в программе Невзорова «Дни», выходившей на первом канале.
«В передаче от 1 июня, — говорится в решении Палаты, — А. Невзоров, рассказывая о штурме селения Бамут, демонстрирует завернутое в берет одного из российских военнослужащих человеческое ухо и, комментируя высказывания бойцов спецназа, говорит, что трудно найти разведчика, у которого бы не было в нарукавном кармане вяленого чеченского уха, которое предъявляют в особых случаях как удостоверение. При этом А. Невзоров явно смакует этот факт бесчеловечной жестокости. Кроме того, репортаж о взятии Бамута насыщен ненормативной лексикой. В другом телесюжете автор безапелляционно и бездоказательно заявляет, что район Шали — край дикий, разбойничий, что чеченцы здесь уже 15 лет живут воровством и набегами, а русские существовали здесь только на положении рабов». Палата признает сюжеты злоупотреблением свободой массовой информации и объявляет замечание как телеведущему, так и генеральному директору канала Сергею Благоволину.
Вскоре после решения Палаты программа прекращает свое существование.
Незадолго до закрытия программы (в мае 1996 года) в интервью «Аргументам и фактам» совладелец ОРТ Борис Березовский ответил на вопросы журналиста Натальи Желноровой о природе появления этой программы в эфире.[note]Желнорова, Наталья. «Предоставим Богу вершить нашу судьбу». «Аргументы и факты», 7 мая 1996.[/note]
— Говорят, что благодаря исключительно вашей помощи у Невзорова появилась программа на телевидении. Это так?
— Невзоров появился на ОРТ исключительно благодаря Невзорову — талантливейшему тележурналисту России. Сейчас важно, чтобы в стране были услышаны различные точки зрения. Заканчивается период диктатуры вульгарной демократии. Маятник сейчас качнулся в другую сторону. Хочется, чтобы он не имел той амплитуды, которая уже была однажды в нашей недавней истории. Но это движение маятника нужно воспринимать как естественный виток развития нашего общества.
— А как это все-таки согласуется с Невзоровым на телевидении?
— Он выражает точку зрения огромной части общества, которая не является демократически настроенной в вульгарном смысле этого слова. Его талант плюс позиция меня лично и привлекают.
— Вы не опасаетесь, что он может разжечь в обществе жажду мести?
— В отличие от критиков я не считаю, что Невзоров показывает неправду. И очень опасно обществу эту правду не знать, переламывать через коленку психологию общества. Появление Невзорова на центральном телевизионном канале — это подсказка обществу. Это еще одна точка зрения, которую не хочет замечать одна часть общества, но только ее видит другая.
Опасно быть зашоренным. Часть нашего общества не читает газет вообще, другая часть читает «Аргументы и факты», «Комсомольскую правду», «Московский комсомолец», но не читает «Правду», «Завтра». А третья читает «Правду», не читает «Комсомолку». Мы сами себя искусственно разделяем на «белых» и «красных», на своих и чужих. Вот этот барьер мы и пытаемся преодолеть.
СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ
РЕШЕНИЕ
от 11 июля 1996 года N 12(95)
Об обращении представительства Чеченской Республики при Президенте Российской Федерации в связи с телепередачей «Дни» на канале ОРТ от 11 мая и 1 июня 1996 года
В Судебную палату по информационным спорам поступили заявления первого заместителя Постоянного Представителя Чеченской республики при Президенте Российской Федерации А. С. Гардалоева в связи с прошедшими на канале ОРТ 11 мая и 1 июня 1996 года передачами «Дни».
По сообщению заявителя, в сюжетах этих передач под рубрикой «Чеченская война», содержавших информацию о событиях в Чеченской Республике, допускаются некорректные и аморальные суждения в адрес чеченского народа. Не только боевики, но и мирные жители Чечни, российские военнослужащие выставляются бандитами. Заявитель считает, что данные сюжеты носят откровенно шовинистический и провокационный характер, воспринимаются как оскорбление чести, достоинства чеченского и русского народов. Заявитель подчеркивает, что такая журналистская работа дискредитирует российскую армию, сеет национальную рознь и взаимную вражду, призывает к жестокости и даже зверству.
Изучив представленные материалы, заслушав первого заместителя Постоянного Представителя Чеченской Республики при Президенте Российской Федерации Гардалоева А.С., адвоката Хамзаева А. М., представителя Общественного российского телевидения Мартиросову М. М., представителя А. Г. Невзорова Нечепуренко Е.М., представителя Министерства обороны Российской Федерации Гребенщикова А.П., Судебная палата установила:
11 мая и 1 июня 1996 года на канале ОРТ прошли передачи «Дни» (автор и ведущий А. Г. Невзоров), в которые под рубрикой «Чеченская война» включены сюжеты о событиях в Чеченской Республике.
В передаче от 1 июня А. Невзоров, рассказывая о штурме селения Бамут, демонстрирует завернутое в берет одного из российских военнослужащих человеческое ухо и, комментируя высказывания бойцов спецназа, говорит, что трудно найти разведчика, у которого бы не было в нарукавном кармане вяленого чеченского уха, которое предъявляют в особых случаях как удостоверение. При этом А. Невзоров явно смакует этот факт бесчеловечной жестокости. Кроме того, репортаж о взятии Бамута насыщен ненормативной лексикой.
В другом телесюжете автор безапелляционно и бездоказательно заявляет, что район Шали — край дикий, разбойничий, что чеченцы здесь уже 15 лет живут воровством и набегами, а русские существовали здесь только на положении рабов.
С самого начала драматических событий в Чеченской Республике средства массовой информации широко освещают действия федеральных войск и чеченских сепаратистов. И здесь, разумеется, не обойтись без трагических сводок, неизбежного показа ужасов, которыми сопровождается любой вооруженный конфликт.
Однако указанные репортажи деформируют общественное мнение, искажают восприятие задач, выполняемых федеральными силами в зоне чеченского конфликта, переводят характер вооруженного противостояния в плоскость межнациональной вражды, формируют устойчивый негативный стереотип в отношении целого этноса.
С другой стороны, образ российского солдата в интерпретации А. Невзорова представляет собой тип едва ли не патологического убийцы, движимого исключительно ненавистью и жаждой мщения.
В принятом 16 июня 1995 года дополнении к Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» законодатель запретил использование СМИ для распространения передач, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Указанные репортажи А. Невзорова содержат прямое нарушение данной нормы.
Более того, используемые А. Невзоровым способы подготовки и распространения информации, по мнению Судебной палаты, способствуют разжиганию национальной нетерпимости и розни.
Судебная палата также отмечает, что использование подобных журналистских приемов недопустимо с точки зрения части 3 (пункт б) Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 10 (пункт 2) Европейской Конвенции о правах человека, в которых отмечается, что пользование свободой искать, получать и распространять всякого рода информацию налагает особые обязанности и особую ответственность, в частности, для охраны нравственности.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 8-12 Положения о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Судебная палата решила:
1. Признать материалы под рубрикой «Чеченская война» в программах «Дни» за 11 мая и 1 июня 1996 года злоупотреблением свободой массовой информации в смысле статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
2. Объявить журналисту А. Г. Невзорову и Генеральному директору ОРТ С. Е. Благоволину замечание за нарушение общепринятых этических норм.
3. Направить данное решение в Комитет Российской Федерации по печати для рассмотрения вопроса о вынесении редакции телепрограммы «1-й канал» Общественного российского телевидения официального предупреждения о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.
4. Направить материалы данного дела в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для рассмотрения вопроса о возможности юридической ответственности автора программы «Дни» А. Г. Невзорова.
5. Опубликовать настоящее решение в «Российской газете».