Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

Закон «О средствах массовой информации»

Борис Ельцин подписывает закон «О средствах массовой информации».

Российский закон № 2124-1 «О средствах массовой информации» основан на том же проекте, что и предыдущий союзный «О печати» (см. 12 июня 1990), он вступает в силу в феврале 1992 года.

Закон принят Верховным Советом РСФСР 19 декабря, он так же, как и первый закон, провозглашает свободу СМИ (ст. 1) и запрещает цензуру (ст. 3). «Законом декларируется недопустимость цензуры и злоупотребления свободой средств массовой информации, — сообщают «Известия», — регламентируется порядок регистрации СМИ, регулируются отношения СМИ с гражданами и организациями. Однако данный закон, по мнению журналистов, существенно ограничил возможность проведения журналистских расследований, запрещает распространение материалов, полученных методом скрытой аудио- и видеозаписи».

22 декабря авторы проекта – Юрий Батурин, Михаил Федотов, Владимир Энтин, а также Левон Григорян – обращаются к депутатам с призывом вернуться к рассмотрению этого документа, пока он еще не подписан Президентом, и исключить антидемократические поправки. «<…> по инициативе народных депутатов РСФСР  В. Степанкова и В. Исакова, — пишут они, — в закон включена норма, обязывающая редакции раскрывать свои источники доверительной информации по требованию не только суда (так в союзном законе), но и следственных органов. Вызовы журналистов в прокуратуру и милицию, обыски в редакциях могут теперь стать обычным делом. По настоянию народного депутата РСФСР В. Веремчука запрещено распространение сообщений и материалов, подготовленных с помощью скрытой видеозаписи, кино- и фотосъемки. Пресса лишается не только эффективного инструмента журналистского расследования, спасшего немало человеческих судеб, – даже фотокорреспонденты не смогут теперь запечатлевать жанровые сценки на улицах. Буквальное толкование этой нормы позволяет запретить показ любого телерепортажа, если о съемке не были предварительно оповещены все попавшие в кадр люди. Тем самым телевидение обречено либо ежечасно нарушать данную норму закона, либо вообще не выходить в эфир. После принятия предложения В. Степанкова из текста законопроекта изъята норма, освобождавшая журналиста от ответственности за разглашение специально охраняемых тайн, если в его действиях отсутствует состав преступления. Приняв во внимание тот факт, что перечень тайн до сих пор остается недоступным, легко убедиться: журналист отвечает даже в том случае, когда он не знал и не мог знать о характере разглашаемых сведений».

В результате протестов Верховный Совет отказывается от этих поправок, и президент подписывает закон без них.

Говоря об отличии этого закона от союзного, Михаил Федотов скажет: «Хотя оба текста создавались одними и теми же людьми, произошедшие в стране перемены были столь разительными (крах СССР, запрет КПСС), что республиканский вариант оказался значительно радикальнее. Союзный закон был документом демократического романтизма, с неминуемыми компромиссами с защитниками старых тоталитарных порядков, а российский был почти лишен политического противоборства. Если союзный закон декларировал свободу печати, то российский – презюмировал ее как естественное состояние прессы, требующее недвусмысленных и разумных ограничений, позволяющих свободу одних гармонично сочетать со свободой всех прочих. Союзный закон имел многочисленные и неизбежные в тех политических условиях пробелы и двусмысленности (например, в вопросах о собственности, о статусах учредителя, редакции, издателя). При создании российского закона горький опыт «войны законов» заставил заполнить эти пробелы, пойти на «нормотворчество от достигнутого». Причем многое из того, что содержалось в первом инициативном авторском проекте, но оказалось отвергнутым союзным парламентом, было использовано при выработке республиканского варианта. Вот почему союзный закон о печати навсегда останется первым российским законом о свободе прессы».

  1. Батурин, Ю., Федотов, М., Энтин, В., Григорян, Л. «Открытое письмо авторов проекта Закона РСФСР «О средствах массовой информации». // «Избранные труды Кафедры ЮНЕСКО: Том VII. «Закон РФ «О средствах массовой информации»: 15 лет на страже свободы». Москва, 2006.
  2. Без подписи. «Закон РСФСР «О средствах массовой информации» принят 19 декабря ВС России». «Известия», 20 декабря 1991.
  3. Муравьева, Инна. «Обидевшись на журналистов, парламентарии сделали три шага назад». «Российская газета», 27 декабря 1991.
  4. Федотов, М.А. Свобода прессы и современная российская государственность обречены вместе жить или вместе сгинуть. История новой России. http://www.ru-90.ru/node/1274
Ранее:
Реформа Всесоюзной ГТРК
Далее:
Михаил Задорнов вместо главы государства