Наталия Ростова,
при поддержке фонда «Среда» и Института Кеннана

Расцвет российских СМИ

Эпоха Ельцина, 1992-1999

Президент встречается с Александром Солженицыным

Вернувшийся 27 мая в Россию из двадцатилетнего изгнания Солженицын проезжает через всю страну, начав с Дальнего Востока, выступает на телевидении, 28 октября — в  Думе. И вот, наконец, встречается лично с президентом.

Во время беседы 16 ноября 1994 года. Фотохроника ТАСС.

Возвращение писателя на родину, прежде его физического приезда, происходит литературно. Его статьи и книги начинают публиковаться в прессе во времена перестройки. В советскую печать его имя возвращается благодаря «Новому миру» Сергея Залыгина (см. 29 июня 1989), а его первая публицистическая статья «Жить не по лжи» напечатана 18 октября 1989-го в киевской газете «Рабочее слово». Большим событием для прессы становится статья «Как нам обустроить Россию», вышедшая в один день спецвыпуском и в «Комсомольской правде», и в «Литературной газете».

Уже в ельцинской России, в сентябре 1992 года, в эфир первого канала выходит документальный фильм Станислава Говорухина «Александр Солженицын»,  ради которого писатель дает первое телевизионное интервью, записанное в апреле того же года.

И вот — встреча с главой государства. «Ельцин ценил силу морального авторитета, — писал позже пресс-секретарь президента Вячеслав Костиков. — Отсюда его уважение к Патриарху Алексию II, к А. Солженицыну, к В. Астафьеву. Помню, как серьезно президент готовился к встрече с вернувшимся в Россию писателем. Мы сделали для него несколько записок по этому поводу. Борис Николаевич явно нервничал, видимо, не совсем понимая, ‘как себя поставить’. К этому времени у него уже окрепла привычка вести разговор в тональности ‘как президент, я…’. Но в данном случае так явно не годилось, и он чувствовал это. Его пытались настроить на ‘вельможный’ лад. Ему говорили: ‘Ну что Солженицын? Не классик же, не Лев Толстой. К тому же всем уже надоел. Ну, пострадал от тоталитаризма, да, разбирается в истории. Да таких у нас тысячи! А вы, Борис Николаевич — один’. Ельцин избрал другой тон. Разговор прошел просто, очень откровенно, без сглаживания политических разночтений. Они проговорили четыре часа и даже выпили вместе водки».[note]Костиков, Вячеслав. «Роман с президентом». «Вагриус», 1997.[/note]

Ироничную стенограмму исторической встречи — на основе публичных выступлений президента и писателя, приводит в те дни журнал «Огонек», отмечая, что «хождение Александра Исаевича к Борису Николаевичу некоторые газеты не заметили вовсе».

Публикация в журнале «Огонек» о встрече президента и писателя. №№46-47 за 1994 год.

Публикация в журнале «Огонек» о встрече президента и писателя. №№46-47 за 1994 год.

В конце концов телевидение новой России приглашает писателя к себе на более постоянной основе. По данным Фонда Солженицына, с апреля 1995 года 15-минутные выступления под названием «Встреча с А. И. Солженицыным» выходили раз в две недели. Программа готовилась для показа на ОРТ студией «Публицист». «Он говорил об острейших, больных проблемах России: о реальном вымирании народа, в год по миллиону человек; о положении деревни; о фальшивости избирательной системы, которая не может обеспечить честных выборов; о детях, школьной реформе и учителях; о брошенных соотечественниках; о том, что без народного самоуправления Россия не встанет на ноги, — отмечают исследователи его творчества.  — Прозвучало 12 передач, а 13-ю (об отношении к властям в народе), намеченную на 2 октября 1995-го, не допустили, сняли с эфира. На том выступления Солженицына и закончились». (Читать об этом подробнее.)

 

Ранее:
Украли ли демократию? Политологи спорят
Далее:
Анонимная статья "Падает снег" опубликована в "Российской газете"