«Радио России»
В эфир выходит «Радио России».
На первой кнопке трехпрограммного радио — прибора, стоящего на кухнях большинства жителей страны, появляется несколько часов звучания нового радио, независимого от союзного центра. За свои, республиканские СМИ, Борис Ельцин, председатель Верховного Совета РСФСР, активно борется с Михаилом Горбачевым уже длительное время. «Война законов», которую ведут парламенты СССР и РСФСР, включает и сферу СМИ. Летом первый Съезд народных депутатов РСФСР принимает постановление «О средствах массовой информации» (см. 21 июня 1990), в результате которого и появляется «Радио России».
Первым директором стал Сергей Давыдов, бывший главный редактор «Юности». Именно с радио «Юность» пришли многие сотрудники новой станции — Леонид Азарх, Наталья Бехтина, Виталий Ушканов, но были среди них и сотрудники Иновещания: Алексей Абакумов, Владимир Бобурин, Александр Нехорошев.
Радио с первых дней отличает отсутствие цензуры и свобода высказываний ведущих. Однако вскоре радио лишается «первой кнопки». «Еще задолго до августа нас изгнали по воле Михаила Горбачева с радиоволн первой союзной программы, – пишет в мемуарах руководитель Всероссийской ГТРК Олег Попцов. – Мы вещали на этих волнах в объеме четырех часов. Гнев Президента был неподдельным. Он назвал «Радио России» вражеским голосом и потребовал закрыть его. Закрыть нас было уже невозможно. «Радио России» успело, за каких-то три месяца, снискать популярность независимого радио и составить конкуренцию на то время лучшей радиопрограмме, каковой был «Маяк». Закрыть не закрыли, но изгнание состоялось. Формула, выдвинутая Горбачевым: «Не можете закрыть, сделайте так, чтобы их не слышали», – была реализована. Нам был поставлен ультиматум: либо полная лояльность к Президенту Союза, всем его действиям, с правом руководства Гостелерадио вмешиваться в наши программы. В этом случае мы оставляем вас на первом радиоканале под нашим контролем, иезуитски улыбаясь, сообщил мне Анатолий Тупикин, – либо мы даем вам диапазон, и ваше вещание уходит с первой кнопки, с проводов, а значит, аудитория сокращается почти в три, четыре раза. И там делайте что угодно. (Последняя фраза принадлежит, разумеется, мне). Ну что ж, решили мы: чем цензура на свободе, лучше уж свобода в подполье. С того момента «Радио России» слушали как радиостанции «Свобода», «Голос Америки», Би-би-си. Люди прекращали работу, чтобы в нужный час собраться вокруг приемника и послушать «Радио России». Уже было ясно, что мы встали на путь оппозиционного вещания».
После путча (см. 19-21 августа 1991) радио получит круглосуточное вещание на первой «кнопке».
«Если вы меня спросите, что мне действительно удалось, на первое место я поставил бы создание «Радио России», – говорил годы спустя автору этих строк Попцов. – Это – радио высокой культуры и столь же высокого диапазона информации. Оно достаточно острое в разных передачах. Оно сохранило концепцию, которую я разрабатывал, естественно, многомерно дополнив ее. Это радио, делающее человека образованнее и культурнее. Это и дискуссии, полномерные и объемные».
Что касается других СМИ, поддерживающих Бориса Ельцина в его политическом противостоянии против Михаила Горбачева, то «Российская газета» появляется за месяц до «Радио России» (см. 11 ноября 1990), а Российское телевидение — только через полгода, но именно за него и идет самая длительная борьба (см. 13 мая 1991).
- Попцов, Олег. «Хроника времен «Царя Бориса». Коллекция «Совершенно секретно», 2000.
- Ростова, Наталия. ««Никогда не залезайте Христу за пазуху, вам будет тепло, но выбраться оттуда будет очень сложно». Председатель ВГТРК (июль 1990 – февраль 1996), генеральный директор ТВЦ (февраль 2000 – декабрь 2005) Олег Попцов»». Slon.ru, 13 января 2010. https://republic.ru/russia/nikogda_ne_zalezayte_hristu_za_pazuhu_vam_budet_t-235016.xhtml