БОРЬБА ЗА «ИЗВЕСТИЯ»: Распоряжение Анатолия Чубайса
Распоряжением председателя Госкомимущества Российской Федерации Анатолия Чубайса правительство создает газетно-издательский комплекс «Известий».
27 августа во исполнение распоряжения президента от 22 августа и «в целях наиболее эффективного использования федерального имущества» Чубайс подписывает свое распоряжение.
Оно становится результатом консультаций команды юристов Чубайса и руководства «Известий», вспоминает в книге об истории газеты Василий Захарько. После подписания распоряжения президентом (см. 22 августа) редакция вдруг сталкивается с противостоянием Верховного Совета. «Днем 24 августа активный сторонник Хасбулатова, председатель Российского фонда федерального имущества Ф. Табеев подписал распоряжение, которым объявил, что его фонд становится собственником издательства «Известия», — пишет Захарько. – Публикуя этот документ, сопровождаем его комментарием Петра Мостового, зампредседателя Госкомимущества. Ссылаясь на декабрьское 1991 года постановление все того же Верховного Совета РФ о разграничении государственной собственности, он заявляет, что правом распоряжения имуществом издательства «Известия» обладает исключительно Госкомимущество. А поскольку оно не передавало свидетельство о собственности фонду Табеева, то его распоряжение не имеет законных оснований. К помощи газете подключается шеф Мостового — председатель Госкомимущества Анатолий Чубайс. <…> Команда его юристов совместно с Голембиовским и Лаптевым прорабатывают разные варианты действий. Первый шаг делается почти по Ленину: чтобы объединиться, надо сначала размежеваться, в нашем случае — исчезнуть. Составляются документы о готовности к самоликвидации двух предприятий — концерна «Известия» и ТОО «Редакция газеты ‘Известия’».
Рядом с публикацией текста документа редакция «Известий» помещает свой комментарий. «Распоряжение Госкомимущества ставит, наконец, точку в затянувшемся «разбирательстве» с «Известиями», — говорится в нем. — Случилось то, что должно было случиться: и журналисты-известинцы, и рабочие нашей типографии, и работники издательства «Известий» работали и будут работать вместе. Несколько слов – о газете. Как наверняка заметил наш внимательный читатель, ни в распоряжении Президента Российской Федерации, ни в распоряжении председателя Госкомимущества ни слова не говорится о ее статусе, что понятно. Принятые решения касаются вопросов структуры и имущества всего газетно-издательского комплекса «Известий». Статус же газеты остается неизменным – мы выпускали и будем выпускать независимые «Известия», адресуя их читателям как Российской Федерации, так и других независимых государств Содружества».
В комментарии «Известий» <…> говорится, что газета по-прежнему остается независимым изданием, — отзываются в те дни «Московские новости». – Между тем в постановлении Чубайса ясно сказано, что новая структура – государственная. Судя по всему, Голембиовскому пришлось пойти на компромисс с правительством, поступившись прежним статусом независимых «Известий», чтобы выскользнуть из цепкий объятий Руслана Хасбулатова. Означает ли это, что сам Голембиовский, теперь также государственный чиновник, назначаемый правительством?»
«Распоряжения сначала Ельцина, затем Чубайса, — вспоминает Захарько, — возникли не сами по себе, а в результате постоянных консультаций Голембиовского с Лаптевым, Полтораниным, многих встреч и телефонных разговоров на разных уровнях в администрации президента и правительстве. Уже 28 августа, на следующий день после выхода распоряжения Чубайса, Голембиовский издает приказ № 1, согласно которому с этого дня он приступил к исполнению обязанностей генерального директора газетно-издательского комплекса «Известия».
Подробнее см. статью «Борьба за ‘Известия‘».
- Без подписи. «Назначение». «Московские новости», 6 сентября 1992.
- Захарько, Василий. «Звездные часы и драма ‘Известий'». «Время», 2014.
- От редакции. «Известия», 28 августа 1991.